Понимаю, что тема дискуссионная, и предвижу много возражений, но как говорится «Платон мне друг, но истина дороже».
Не буду лукавить, в этом вечном споре я сторонник японских автомобилей, и в данной статье попробую обосновать свое мнение.
Мнение защитников немецкого автопрома хотелось бы узнать в таком же обоснованном и структурированном виде. Хотя вряд ли я узнаю что- то новое :)
Просто не хотелось бы в качестве аргумента адептов немецкого автопрома услышать аргумент типа «Немцы как делали лучшие в мире автомобили, так и продолжают делать».
Сразу оговорюсь, что речь я веду об относительно новых машинах, от 2000 года выпуска. Примерно тогда немцы начали сильно сдавать позиции.
Да, немецкие машины 90-х годов были хорошими - крепкими, надежными, ремонтопригодными, удобными и прочее.
Итак, почему Японцы?:
Технологичность.
Тотальное технологическое превосходство японцев. Гибриды серийно и массово выпускаются с 1997 года. Немцы массово использую готовые японские агрегаты (АКПП), т.к. сами не производят их дешево и качественно. Использование готовых агрегатов прямых конкурентов говорит, что немецкое автомобилестроение умирает. По поводу гибридов прошла новость – Мерседес и Тойота обсуждают партнерство о передаче готовых гибридных агрегатов для установки на Мерседес.
Японцы создают очень сложные системы полного привода, которых пока нет ни у кого из конкурентов, SH-AWD – супер система полного привода (в двух словах смысл и принцип работы этой системы не объяснишь, если вам интересно, читайте ссылку).
Японцы создают в основном массовый недорогой продукт – технологии очень отработаны. Создать качественный надежный бюджетный автомобиль намного сложнее, чем создать дорогую машину, т.к. производитель дорогого авто не ограничен в выборе материалов, технологий и т.п. Как пример, врач, вылечивший за 10 тысяч, и врач, вылечивший за 1 т., - кто из них талантливей…
Вообще, все производство в современном мире находится в Юго-Восточной Азии - Китай, Тайвань, Филиппины, Южная Корея, и как вершина всего этого, «инженерный отдел» - Япония.
Если вы посмотрите на высокотехнологичные вещи, что вас окружают – ноутбуки, сотовые телефоны, навигаторы, бытовую технику – все это разработано и произведено в Юго-Восточной Азии. За редкими исключениями.
Да, есть Бош и Сименс, которые придумывают свой продукт в Германии, но производят они его все равно в Китае, да и доля рынка этих брендов невелика.
Я считаю, что это весомый аргумент в защиту японских автомобилей – у них под боком огромные возможности производить детали и целые агрегаты дешево и с высоким качеством, чего просто географически лишены остальные автопроизводители.
Ведь понятно, что современный автомобиль это компьютер на колесах, очень высокотехнологичный продукт.
Широкий модельный ряд японцев, приспособленность к разным условиям эксплуатации
Японцы ориентированы на весь мир в плане создания автомобилей для различных условий эксплуатации – и для северной России, и для жаркого Востока, везде они нормально работают. Тогда как немецкие автомобили, нашпигованные турбонаддувом, роботами, двигателями с впрыском и керамическим напыление цилиндров, нежной подвеской, рассчитанной на ровные дороги – все это для европейских условий эксплуатации.
Высокая надежность японских автомобилей, признанная авторитетным американским журналом и сайтом «Консьюмер репотс» (лидеры Тойота, Хонда).
Я доверяю американцам в оценке автомобилей, потому что все нормальные автомобили все равно не из США родом, и американцы могут не предвзято оценивать Немцев и Японцев.
Плюс, американцы очень автомобилизированная нация, и очень хорошо у них налажена система учета, анализа информации.
Вот я сделал скриншоты с сайта «Консьюмер репотс» популярных у нас машин – Тойота Камри и Фольцваген Пассат.
Черные кружочки – проблемы по системам автомобиля, красные кружочки – все хорошо.
Наглядно видно, что Пассаты в США - в аутсайдерах надежности.
Низкую надежность немецких машин признают сами производители – гарантия на новые машины немецких производителей - два года, на японцев - три.
Ремарка
Сразу хочу оговорить недавний скандал с залипанием педали газа у Тойоты. Это единичный прокол, а не системная ошибка. И если смотреть на частоту отзывов, то самая надежная машины – Запорожец, отзывов и проблем не было никогда :)
Обслуживание
Считается, что немцы дороги в обслуживании. Это ошибка - чисто теоретически обслуживание всех авто примерно одинаковое – масла, фильтры. Другой вопрос, почему сложилось такое мнение – потому что в обслуживание немцев входит замена датчиков, стирание ошибок в электронике, борьба с конструкторскими недостатками, замена деталей подвески. Все это на самом деле не является ТО в прямом смысле, это мелкие ремонты, которых у японцев как правило нет.
Частота техобслуживания
Рядовой потребитель ругает японцев за частое ТО, смену жидкостей, фильтров. Но если рассматривать авто подержанным, то частое ТО японцев оборачивается значительно меньшим износом основных узлов и агрегатов. Понятно, что двигатель Тойоты, которому меняют масло раз в 10 т.км износится меньше двигателя БМВ, масло которому меняется раз в 25 т.км.
Потеря стоимости автомобиля
Как следствие меньшей надежности и более редкого ТО у немцев, через пару лет они теряют в цене намного больше японцев.
Так, купив Ауди А6 за 2500 т.р., через 3 года продать вы его сможете примерно за 1000 т.р., а купив Лексус за 1700 т.р., продать через 3 года его сможете за 1150 т.р. Источник журнал «За рулем»
Потеря в цене Лексуса - 550 т.р., а потеря в цене Ауди – 1500 т.р., разница в миллион рублей – впечатляет.
«Юзабилити»
Многие обоснованно считают, что немецкие автомобили значительно комфортней, тише, мягче, лучше управляются, с лучшей отделкой. Здесь надо понимать, что практически все немцы сейчас в премиум-сегменте. БМВ, Мерседес, Ауди всегда являлись премиальными автомобилями. Фольцваген когда-то был недорог, но сейчас по сравнению с японскими конкурентами стоит дорого.
В корне неправильно сравнивать Тойоту Камри и Ауди А6. Камри просто большой комфортный седан, тогда как А6 – автомобиль для тех, у кого жизнь удалась. Сравнивать их только по размеру неверно.
В Ауди А6 (БМВ 5 серии, Мерседесе Е-класса) совсем другие, дорогие материалы, шумоизоляция и пр. Как следствие новая Тойота Камри стоит от 1 млн. рублей, новые немецкие машины Е-класса от 2-х млн.р. У японцев есть премиальные марки – Лексус, Акура, Инфинити – по всем тестам в журналах они не уступают в удобстве и комфорте немецкой тройке (ссылка была приведена выше).
Коррупция производителя
Недавний коррупционный скандал про откаты при продаже Мерседесов – это факт, Мерседес это признал. Возникает закономерный вопрос – а при инженировании, при закупке-заказе запчастей, при заказе дизайна, не имеют ли место пока еще не вскрывшиеся факты коррупции, откатов и прочих безобразий?
Т.е., если бизнес-модель допускает коррупцию на стадии продажи авто, то это означает, что невозможно требовать от остальных участников производства хорошо делать свое дело.
Закупка нашими госорганами автомобилей немецкой большой тройки наводит на мысль, что «откатывает» не только Мерс, а, возможно, и Ауди, и БМВ - есть мнения, что наши госорганы без откатов просто ничего не покупают :)
В продолжение темы не очень честного ведения бизнеса немецкой тройкой - у этих автопроизводителей часты акции, скидки и спецсерии – причем это не коврики в салон в подарок, а скидки от цены прайса до 40%.
Купив немецкий автомобиль премиум-класса, через какое-то время вы можете почувствовать себя обманутым, увидев такой же авто на 30-40% дешевле. У японских машин, в т.ч. премиальных марок – Лексус, Тойота, Хонда, Акура, такого способа привлечения покупателей нет.
Из моей частной практики автомобили БМВ можно купить с хорошей скидкой даже тогда, когда таких скидок нет. Уровень организации продаж и учета БМВ позволяет махинации. Так имея связи и знакомства в салоне официального дилера БМВ можно договориться, чтобы желаемую вами новую машину провели как автомобиль для тест-драйва и продали вам с существенной скидкой. 25% от 2 млн. - это очень привлекательно.
По моему мнению, коррупция при продаже Мерседеса означает наличие проблем в немецкой автомобильной отрасли и начало ее заката.
Итог:
Хорошие были сотовые телефоны Сименс, но конкуренции не выдержали. Боюсь, что такая же участь ждет и любимые многими немецкие автомобили.