В жизни каждого автомобилиста наступает момент, когда скрежет металла пронзает слух и машина не тормозит. Хотя до такого дело может и не дойти, если есть датчики износа тормозов. Но в конце концов приходится идти в магазин автозапчастей и выбирать колодки.
Как для умного человека все «тормозы» одинаковы, так для начинающего автомобилиста тормозные колодки тоже все равны. Но хоть раз ввязавшись в их поиск и сделав неправильный выбор, позже осознаешь, насколько непроста задача. Выбор есть: наклепать старые, купить оригинальные (б/у, фирменные, именные), китайскую подделку под «фирму» или «афтермаркет». Что есть что на новосибирском рынке тормозных колодок, мы решили узнать, посетив ряд популярных новосибирских автомагазинов, и снова отправились искать колодки для Suzuki Escudo. Раньше мы уже искали амортизаторы, и оказалось, что проблемы с наличием запчастей для редакционной машины имеют место.
Так что же представляет собой новосибирский рынок тормозных колодок?
В целом он подразделяется на три ценовых сегмента:
Нижний, где предлагается дешевая отечественная продукция, а также колодки из стран третьего мира. Потребляют такой товар, прежде всего, владельцы российских автомобилей и старых (более 10 лет), а следовательно, недорогих иномарок.
Средний, где представлены тормозные колодки среднего ценового уровня, отличающиеся довольно высокими потребительскими свойствами. Сюда входят и отечественные (СТС, ТИИР), и зарубежные марки (Lucas, Remsa, Ferodo). Основные потребители здесь, в основном, – владельцы 5-10-летних иномарок и в меньшей степени – новых и сравнительно дорогих отечественных моделей.
Высший, куда относятся дорогие колодки производителей-поставщиков для ведущих в мире автомобилестроителей. Такие марки, как Nisshinbo, Jurid, Pagid, Textar, AP Lockheed. Поскольку наш Suzuki – 1992 года выпуска (кузов TD01W, двигатель 1,6), нас устраивали колодки среднего диапазона цен. Тем более что продукцию нижнего класса на такую машину мы не встретили вовсе. Но для полноты картины расскажем почти обо всех колодках, которые встречаются на прилавках автомагазинов.
Высокое качество – высокие цены
Первым делом мы направились в Автоцентр Yokohama на ул. Большевистскую. Здесь продают оптом и в розницу японские колодки Nisshinbo. Эти колодки завозятся в Новосибирск напрямую из Японии, из Владивостока или из Иркутска.
Действительно, когда продавец-консультант по каталогу подобрал для нашего Escudo зеленые колодки, то их и в руки приятно взять. Nisshinbo красит свои колодки в четыре цвета. Темно-зеленые (серия А4000) не содержат металла и предназначены для такси. Зеленые (серия А5000) без металла и черные (серия А8000) с пониженным его содержанием предназначены для малолитражных и средних автомобилей. Для малых грузовиков выпускаются синие колодки (А9000), которые можно применять и на тяжелых грузовиках.
Стоимость комплекта колодок Nisshinbo для Escudo – 990 руб. Конечно, недешево, но для владельцев более свежих Suzuki (после 1995 года выпуска) – вполне разумная цена.
Колодки показались довольно приличными – и упаковка, и внешний вид накладок (не крошатся, нет «раковин» и сколов, поверхность накладки равномерная) давали повод подозревать японское происхождение. По словам продавцов этих колодок, они первым делом испытали товар на своих машинах и поразились. Обычно, когда устанавливается новый комплект колодок, то часто водитель на нервах проходит так называемый период «притирки». Как правило, он сопровождается посторонними звуками и биением дисков при торможении.
Nisshinbo ведут себя абсолютно иначе, так сказать, незаметно, как на новом японском автомобиле.
Эту марку колодок можно считать довольно новой для новосибирцев и мало кому известной. Узнать о производителе удалось немного. Во-первых, предприятие, как отделение по выпуску тормозных колодок, входит в состав самого крупного японского химического концерна Nisshinbo. Во-вторых, колодки Nisshinbo поставляются на конвейеры многих автозаводов. Что и доказывает фирменное клеймо на контрактных колодках, доставляемых из Японии. В-третьих, они соответствуют всем экологическим требованиям и не содержат асбеста.
Большим плюсом Nisshinbo можно считать и то, что предлагается вся гамма колодок для автомобилей внутреннего рынка Японии, что очень важно для владельцев «праворульных» машин.
Кроме Автоцентра Yokohama, колодки Nisshinbo мы обнаружили в магазине «Автозапчасти» (отдел ООО «Бедуин») и в Автоунивермаге Сибири, оба на пр. Карла Маркса, 30. Но для Suzuki там колодок не оказалось, только – Toyota.
В «Плутоне» на пр. Маркса на выбор предложили две марки колодок – Jurid и Allied Nippon. Германские Jurid относятся к высшему ценовому классу, и их комплект на Suzuki Escudo стоит 925 руб. Компания известна и занимает обширный сегмент на немецком авторынке. Изделия Jurid, Pagid, Textar, АТЕ поставляются на конвейеры Audi, BMW, Mercedes-Benz. Поэтому в коробках с фирменными логотипами автомобилестроителей находятся именно такие колодки.
Для новых переднеприводных ВАЗов в магазине Автозапчасти (отдел ООО «Бедуин») мы обнаружили комплект колодок Ferodo серии Premier за 320 рублей . Дело в том, что Ferodo для вторичного рынка предлагает продукцию трех уровней качества. Программа Premier – те же колодки, с тех же конвейеров, из тех же материалов, изготовленные по той же технологии, что и оригинальные. Программа Target предназначена для владельцев подержанных автомобилей. Они дешевле – за счет экономии на шумопоглощающих материалах. Программа DS 2000 – колодки более высокого качества, чем оригинальные, разработанные на основе автомотоспортивной технологии и адаптированные для дорог общего пользования.
Крепкий «середняк»
Честно говоря, очень хотелось увидеть своими глазами представителя Lucas и задать ему несколько потребительских вопросов. Например, почему в магазинах водится Lucas с угольно-черными накладками и шумопоглощающими «нашлепками» на обратной стороне, а есть Lucas с серыми накладками и без «нашлепок». Но когда мы объехали несколько магазинов, то вопрос отпал сам собой. Присутствие марки Lucas сошло на нет. Хотя вспоминаются времена, когда она широко присутствовала во всех магазинах города. Видимо, дело в европейской направленности марки, а у нас, в основном, присутствует отечественный и японский автопарк.
В среднем ценовом сегменте выбор оказался довольно широким. По всей вероятности, продавцы согласовывают ассортимент колодок с покупательской способностью автомобилистов. Здесь и «афтермаркет», и японские дубликаты.
С японскими дубликатами (сокращенно – ЯД) ситуация на рынке носит мистический характер. Дело в первую очередь в отсутствии достоверной информации об изготовителе. Поэтому чаще всего приходится полагаться на внешний осмотр товара и его цену. Так, до сих пор не могу вполне понять, что означает фраза «японский дубликат».
Пример. В отделе запчастей для иномарок (не хочу называть магазин) нам предложили именно такой продукт. На обычной картонной коробке (фото 3) налеплена красно-желтая наклейка. Под фирменным логотипом S мелко приписано Suzuki и буквы GP – аббревиатура Genuine Parts. Здесь же указан каталожный номер колодок, а внизу – многозначительная надпись: Suzuki Motor Co., LTD. Содержание коробки, честно говоря, тоже не внушает доверия: окрашены в грязный черный цвет; распил на накладке не превышает и половины ее толщины, хотя он предназначен для отвода продуктов износа; отсутствуют и характерные для качественных колодок скосы на накладках, которые тоже способствуют удалению отработанного материала. Цена дубликата – 700 руб.
Другой вариант «японского дубликата» – колодки F.B.L. Здесь нет фокусов с маркой Suzuki, поэтому и доверия больше. На упаковке – черным по белому: F.B.L. То есть как если бы на упаковке колодок, предназначенных для установки на модели Mercedes-Benz, указывалась марка производителя, допустим, Jurid. Но ведь Jurid никто не называет «германским дубликатом». Честно говоря, создается впечатление, что выражение «японский дубликат» придумали в Новосибирске специально, чтобы пудрить мозги покупателям. Но это все ягодки, по сравнению с «китайскими дубликатами». О тех и говорить не стоит.
Большой выбор тормозных колодок в магазине «Toyota». На наш автомобиль нашлись колодки ABS – 790 руб., и японские дубликаты F.B.L. – 695 руб.
Голландская компания ABS – All Brake Systems («Все тормозные системы») хорошо известна в Европе, но на российский рынок выходит только сейчас. Генеральная линия компании – наполнить рынок в соответствии с потребностями владельцев автомобилей немецких, английских, итальянских и других производителей, для чего собраны и систематизированы сведения из каталогов всех продуцентов тормозных систем. Компания предлагает два каталога – «сухой» (колодки, диски, барабаны, тросы) и «мокрый» (гидравлика тормозной системы: шланги, цилиндры, жидкости). Кроме того, в ABS разработали технологию восстановления старых тормозных суппортов и включили соответствующую продукцию в свой ассортимент.
При том сама ABS не занимается производством, а пользуется услугами более 30 производителей для комплектации своего склада. Поэтому колодки под маркой ABS поступают только на вторичный рынок, но их делают на тех же предприятиях, чьи изделия идут на конвейеры автозаводов.
Другой приемлемый вариант из среднего сегмента – марка Allied Nippon. Довольно свежий брэнд пришел к нам через Москву, где находится представительство японской компании. Сами представители признают вероятность попадания на российский рынок так называемых колодок «Органикс Лайн» – без сертификата по стандарту E-mark. Их коренной недостаток – в том, что они не рассчитаны на эксплуатацию при отрицательных температурах. Сама же компания Allied Nippon Ltd. (ANL) – дочернее предприятие фирмы Japan Brake Industrial Co. Ltd. (JB), входящей в Hitachi Group, крупнейший производитель оригинальных тормозных систем для основных автомарок. Но компания ANL выпускает тормозные системы на экспорт. То есть для вторичного рынка, а не на конвейер. Некоторые европейские компании-упаковщики тоже пользуются продукцией Allied Nippon. Выпускаются колодки и для российских автомобилей, но все-таки основная часть продукции предназначена для японских и корейских машин. Напомню, что Allied Nippon на Suzuki Escudo мы нашли в «Плутоне» за 625 руб – самая низкая цена в среднем сегменте.
Опять-таки для владельцев автомобилей ВАЗ 2108–99 мы узнали цены на колодки STS (фото 4), ТИИР (фото 5), и Finwhale (фото 6) в отделе «Все для ВАЗ» магазина «Автозапчасти» на пр. Маркса, 30. Эти три марки лучше отнести к среднему ценовому сегменту, так как для «жигулей» колодки и дешевле, и хуже по качеству. СТС оказались самыми дешевыми из трех марок – 100 руб. за комплект. Большая печать на упаковке «Оригинальные изделия STS поставляются на конвейер» должна, по замыслу производителя, привлекать покупателей. Но зато в упаковке не оказалось руководства по применению, как в коробках Finwhale (195 руб.) или ТИИР (120 руб.). Может, я не патриот, но по качеству Finwhale превосходит российские аналоги. Первое – упаковка, второе – рекомендации по замене дисковых тормозных колодок, третье – распил для удаления отходов износа, и четвертое – однородная структура накладки без видимых сколов, раковин и повреждений. Видимо, марка серьезно взялась за российский рынок запчастей.
Ниже ям могут быть только ямы
Сторонникам дешевого товара не стоит удивляться низкому качеству и быстрому износу тормозных колодок. Но, к сожалению, предложение превышает спрос. Практически в каждом магазине лежат колодки Mintye (Малайзия). Сначала мы занесли было их в средний ценовой класс, но цена – 300 руб. (10 долл.) за комплект на более возрастную модель, чем наш Suzuki, – заставила задуматься. Когда сами продавцы говорят о материале накладок – «бумага», то пропадает всякое желание ставить их на автомобиль. Но, видимо, не все продавцы до конца понимают серьезность вопроса, предлагая автомобилистам такой товар и наивно переспрашивая недоверчивых покупателей: «А какие лучше?».
Другое дело, что в магазинах мы обнаружили Mintye именно на нашу модель, но диапазон цен удивляет – 460 руб. («Автозапчасти» на Маркса, 30), 520 руб. («Автодом»), 625 руб. («Викинг»). Притом в «Автодоме» их продают под маркой Bizz и в зеленой упаковке, но надпись на коробке гласит (в переводе с английского): «Сделано в Малайзии компанией Mintye». Широкая вилка говорит о том, что истинная цена Mintye довольно низкая – по качеству, но многие продавцы неоправданно завышают ее, пользуясь покупательской активностью. Поэтому и создается ошибочное впечатление о принадлежности малайзийской марки к среднему ценовому сегменту.
О колодках MK Kashiyama (фото 7, справа) трудно сказать что-то существенное, так как встретились они нам только однажды – по 500 руб. за комплект. Надпись на упаковке гласит о японском происхождении, и выглядят они симпатичнее малайзийского аналога. Но, честно говоря, отзывов об их работе я не слышал ни разу.
Подводя итог сказанному, берусь утверждать о насыщении рынка тормозных колодок во всех трех ценовых сегментах. Однако явных лидеров и аутсайдеров здесь нет. Можно говорить о дефиците информации о японских производителях, чья продукция поступает на новосибирский рынок напрямую из Страны восходящего футбола, а не от московских представителей. Но будем надеяться на скорое решение проблемы.
Если кто-то из читателей захочет поделиться опытом приобретения и эксплуатации тормозных колодок, пишите; ждем.