Фильтр тонкой очистки при работе двигателя постоянно удаляет из системы смазки абразивные частицы, способные вызывать повышенный износ трущихся деталей. От качества очистки зависит не только интервал замены масла, но и ресурс мотора.
Основные производители фильтров
Масляные фильтры в связи с особенностями их производства изготавливают в основном специализированные фирмы. Они используют высококачественную фильтровальную бумагу, которую способны производить всего несколько фирм в мире. В последние годы производство фильтров освоили относительно новые предприятия, размещенные в странах Азии. Кроме того, ряд европейских и американских фирм имеет свои филиалы в данных странах.
Наиболее известными производителями автомобильных масляных фильтров в настоящее время являются:
- Страны Европы: Sogefi Filtration (эта фирма более 60 лет представлена на мировом рынке, ее фильтры с торговыми марками «FIAAM» и «FRAM» широко применяются на европейских, американских, японских, корейских и российских автомобилях); Mann + Hummel Pro Tec Gmbh (торговая марка «MANN FILTER»); MAHLE (торговые марки «Mahle» и «Knecht»); Hengst Filterwerke (торговая марка «Hengst Filter»); UFI filters (торговая марка «SOFIMA»); SCT-Vertriebs Gmbh (торговая марка «SCT»).
- США: Donaldson; Wix (Wix-Filtron); Fleetguard; Federal Mogul (эта фирма транснациональная, известна под торговой маркой «Champion»).
- Япония –TSUCHIYA Co; MFG Co; Nippon Micro Filter Co.
- Китай – NAFIL Filter Co; QAP Automotive Industries Ltd.
- Тайвань – PEKO Inc. Ltd.
- Южная Корея – KANGNAM Filter Co; SE-KWANG Ind. Co.
- Турция – Fil Filter Ltd; ASAS Filter Ind.
В России, наряду с давно работавшими производителями фильтров – «ЛААЗ», «ЭЗТФ», «ЧАЗ» и «ЗАРЯ», в последние годы появилось около 50 новых фирм, таких как НПФ «Невский фильтр», «Промышленно-Торговая Группа БИГ» (торговая марка «БИГфильтр»), «Салют-фильтр», «ЦИТРОН», «J-CARS» и др.
Автомобильные масляные фильтры должны отвечать следующим требованиям:
-
обладать достаточной грязеемкостью – способностью задерживать и накапливать значительное количество загрязняющих масло примесей, что в основном зависит от размера фильтрующего элемента и определяет срок службы фильтра;
- обеспечивать оптимальную тонкость отсева загрязняющих примесей – определяется размером пор фильтрующего элемента;
- иметь небольшое гидравлическое сопротивление – для облегчения подачи загустевшего масла к трущимся парам при холодном пуске двигателя;
- иметь достаточную прочность корпуса и надежное уплотнение по соединению с мотором – на случай аварийного повышения давления в системе смазки или внешних механических воздействий.
Загрязняющие масло примеси, в зависимости от их происхождения, бывают:
- органические – продукты неполного сгорания топлива и небольшого количества моторного масла, неизбежно попадающего в камеру сгорания (это связано с явлением «угар» масла);
- неорганические – пыль и металлические частицы износа деталей, образующиеся при обкатке и последующей работе мотора.
- неразборные (spin-on), получившие в настоящее время наибольшее распространение благодаря компактности, низкой стоимости и удобству замены;
-
разборные (replaceable cartridge) со сменным фильтрующим элементом, применяющиеся реже, так как имеют увеличенные габариты и менее удобны в обслуживании.
Фильтрующие элементы объемного типа из хлопчатобумажных, синтетических и искусственных волокон применяются реже.
Отсутствие некоторых клапанов в фильтре возможно в случаях, когда:
- фильтр размещен на двигателе так, что масло из корпуса вытечь не может, поэтому нет необходимости в наличии противодренажного и противосливного клапанов;
- перепускной клапан установлен вне фильтра непосредственно на двигателе.
Например:
- установка фильтра от «Фольксвагена» на «Жигули» может стать причиной масляного голодания двигателя, так как у этого фильтра перепускной клапан открывается при давлении 2,1–2,6 кг/см2 вместо положенных для «Жигулей» 0,6–0,75 кг/см2 и при холодном пуске загустевшее масло к трущимся поверхностям будет поступать в недостаточном количестве;
- установка фильтра от «Жигулей» на «Фольксваген» приведет к почти постоянному протоку масла в обход фильтрующего элемента даже на прогретом двигателе, так как перепускной клапан откроется при давлении 0,6–0,75 кг/см2 вместо положенных для «Фольксвагена» 2,1–2,6 кг/см2.
Внешний осмотр позволяет выявить только явные признаки некачественного изделия:
- маркировка смазана, содержит неточности и противоречия, а также грамматические ошибки, особенно в тексте на иностранных языках;
- на резьбе заусенцы, на корпусе следы сварки, трещины в местах вальцовки;
- резиновое уплотнение неплотно ложится на основание корпуса;
- фильтрующая штора выполнена с малым количеством гофр, к тому же распределенных неравномерно (это можно увидеть через отверстия в корпусе).
Наиболее надежный способ уберечься от подделки – приобретение фильтра в крупных специализированных магазинах автозапчастей или фирменных сервисных центрах.
Если после замены масла и фильтра красный световой индикатор не гаснет более 30 секунд после пуска двигателя, то следует:
- выключить двигатель;
- отвернуть масляный фильтр так, чтобы ослабить резиновое уплотнение;
- отключить систему зажигания и прокрутить стартером двигатель до тех пор, пока из-под резинового уплотнения не появится масло;
- вновь завернуть масляный фильтр и удалить подтеки;
- подключить систему зажигания и пустить двигатель, давление масла должно достигнуть нормальной величины не более чем за 10 секунд.