Меню
Главная / Ремонт авто своими руками /

Что такое ксенон

  • 4692
информация по ксенону


Многие зарубежные автомобили в последнее время стали комплектоваться так называемыми ксеноновыми фарами. Владельцы автомобилей практически всех марок и моделей получили возможность облагородить своего железного друга приятным голубым светом. Однако по этому поводу возникает несколько вопросов: Чем отличаются ксеноновые лампы от привычных галогеновых? Чем они их лучше? Что даст установка "ксенона"? И сколько, вообще, это стоит?

Как работает ксенон?

Ксеноновая лампа представляет собой стеклянную колбу в которую закачана под большим давлением (около 30 атм. в нерабочем состоянии и 120 атм. при разогреве) смесь инертных газов - основу которой составляет тот самый ксенон - и солей металлов. В колбе находятся два электрода. Для розжига дуги между ними требуется высоковольтные импульсы напряжения (до 25000 В), затем работа лампы поддерживается при 85 В. Дуговой разряд между электродами инициирует яркое свечение газовой смеси.

Вообще, яркость источника света характеризуется цветовой температурой. Например, у Солнца цветовая температура 5000 К, у ксеноновых ламп - 4300 К, а у галогеновых всего лишь 2800 К. Спектр свечения ксеноновых ламп ближе к спектру свечения Солнца, т.е. дневному свету. Поэтому цвет ксеноновых фар имеет слегка голубоватый оттенок, а обычных галогеновых - желтоватый.


Основным преимуществом ксеноновых фар перед галогеновыми является более мощное освещение при низком потреблении энергии. Такое свойство очень важно для обеспечения безопасности на дороге. Чем дальше и отчетливее водитель видит дорогу - тем меньше риск ДТП. Свет от ксеноновых ламп по спектру ближе к дневному, поэтому позволяет водителям лучше оценивать ситуацию на дороге: дорожную разметку, знаки и различные препятствия. Появляется больше времени для реакции, что очень важно при движении ночью, когда организм человека расслаблен.


Свет ксеноновых ламп лучше "пробивает" туман и дождь, освещая дорогу, а не капли воды в воздухе. Видимость в таких условиях намного выше, чем при использовании "галогенок". Свет "ксенона" не слепит водителя в отличие от света обычных ламп, так как имеет более высокую частоту, а значит лучше рассеивается.


Другой плюс ксеноновых ламп - их долговечность. Средний ресурс таких "светил" составляет до 3000 часов против 500 часов галогеновых ламп. То есть, если вы используете фары в среднем по 2 часа в сутки каждый день в году, срок службы ксеноновых ламп составит до 3-4-х лет, "галогенок" же вам хватит максимум на полгода.


Газоразрядные лампы на основе ксенона имеют меньшую потребляемую мощность - 35 Вт, галогеновые же - 55 Вт и выше. Но при этом сила света обычных ламп почти в два раза ниже - 1550 люмен против 3000 ксеноновых. Выходит, при использовании "ксенона" вы получаете почти в четыре раза больше света!


Наверняка, каждый водитель знает, как трудно оттирается грязь на фарах после длительной поездки. Происходит это потому, что лампа, а, следовательно, и стекло фары нагреваются, подсушивая дорожную грязь, попавшую на стекло. При потреблении мощности в 35 Вт ксеноновые лампы переводят в тепло лишь 10%, а галогеновые около 35-40% при потреблении в 55 Вт. Поэтому стекло фары не будет перегреваться и лопаться при попадании на него воды, а грязь будет легче отмываться.


Однако, помимо очевидных преимуществ, ксеноновые лампы обладают и рядом недостатков. Основным минусом "ксенона" является его цена. Обусловлено это тем, что ксеноновые лампы требуют специальный блок управления - "балласт", который обеспечивает подачу напряжения в 25000 В при розжиге дуги в лампе и последующее поддержание напряжения в 85 В при частоте 300 Гц. Штатная система электрооборудования не способна обеспечить такие условия. Балластный блок, сам по себе - устройство сложное, а потому дорогое.


Да и сами ксеноновые лампы намного дороже обычных. А менять их специалисты рекомендуют в паре, так как в процессе работы спектр лампы меняется. Поэтому, если заменить лишь одну, вышедшую из строя, лампы будут светить по разному.


В Европе при установке ксеноновых ламп требуется обязательная установка омывателя фар и автоматического (но не ручного!) корректора угла установки фар. Это гарантирует то, что водители встречных автомобилей не будут ослеплены мощным световым потоком ксеноновых ламп, но ограничивает движение автомобилей без таких устройств на дорогах общего пользования. Это требование обещают ввести в скором времени и в России.

 

При установке ксеноновых ламп многие полагают, что достаточно лишь заменить обычные лампы на "ксенон". Такое мнение неверно. Дело в том, что пучок света в таких лампах направлен несколько иначе, чем в галогеновых, а при использовании штатного отражателя распределение этого пучка происходит вразрез с принятыми нормами ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" (стандарт, определяющий предельно допустимые значения параметров технического состояния автомобилей, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды).

 

Отрегулировать такие фары практически невозможно: свет будет слепить других водителей, а дорога будет просматриваться очень плохо. Поэтому при замене галогеновых ламп на ксеноновые, скорее всего нужно будет также заменить всю фару.

Одно из самых "популярных" заблуждений: ксеноновый свет излучает очень много ультрафиолетовых лучей, что негативно сказывается на зрении. На самом деле, УФ-часть излучения "ксенона" сильно снижается стеклом самой колбы, которое является своеобразным фильтром.

Как и где установить

Если Вы человек, хорошо разбирающийся в технике и, в особенности, в электрооборудовании автомобиля, можно установить оборудование самому. Время установки может занять от 30 минут до нескольких часов в зависимости от модели автомобиля.
Если же Вы не уверены в собственных силах - обратитесь в автосервис, который специализируется на таких работах, наша таблица поможет Вам сориентироваться в ценах.

В любом случае для начала проконсультируйтесь с хорошим специалистом в этой области 

 

После того, как пошла повальная мода на ксеноновые лампы, некоторые производители электропродукции (в основном, китайские и корейские) решили воспользоваться моментом и наводнили рынок т.н. "псевдоксеноном". Это обычные галогеновые лампы покрытые неким слоем, придающим свету голубоватый оттенок. На самом деле свет получается желтым вперемешку с синим, что совсем далеко от света ксеноновой лампы. Такие лампы обладают увеличенной мощностью, что создает дополнительную нагрузку на генератор в процессе работы. Помните, что ксеноновые лампы продаются только в комплекте с балластными блоками и не могут стоить как обычные "галогенки".
Некоторые недобросовестные производители пытаются скрыть дефекты ламп покрывая их напылением. Такое покрытие превращает часть светового потока в тепло, что ведет к уменьшению рабочего ресурса лампы.

Конечно, ксеноновый свет - удовольствие не из дешевых. Но, как только вы сядете за руль автомобиля с такими фарами, мгновенно ощутите все их преимущества.

Сравним

Параметр

Обычная галогеновая лампа

Ксеноновая лампа

Потребляемая мощность

12 В, 55 Вт

12 В (24 В), 35 Вт

Сила света (мощность излучения)

67500 кд

202500 кд

Световой поток

1550 лм

3200 лм

Цветовая температура

3200 К

4500-8000 К

Световая отдача (характеристика КПД лампы)

28 лм/Вт

91 лм/Вт

Ссылка на основную публикацию
1 катя • 20:32, 2009-01-12
клас
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]