Классы качества моторного масла API: дизельные двигатели
Класс API CI-4 (CI-4 PLUS)
Новый
эксплуатационный класс моторных масел для
дизельных двигателей. По сравнению с API CI-4 повышены
требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и
высокотемпературному окислению. При сертификации в данной классификации
моторное масло должно тестироваться в семнадцати моторных тестах.
Класс API CI-4
Класс введен в 2002
году. Эти моторные масла применяются в современных дизельных
двигателях с различными видами впрыска и наддува.
Моторное масло,
соответствующее данному классу, должно содержать соответствующие
моюще-диспергирующие присадки и имеет, в сравнении с классом
CH-4, повышенную устойчивость к термическому окислению, а также более
высокие диспергирующие свойства. Кроме того, такие автомасла
обеспечивают существенное уменьшение угара моторного масла за счет
снижения летучести и уменьшения испарения при рабочей температуре до
370°C, под воздействием газов. Усилены также требования относительно
холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений
мотора за счет улучшения текучести автомасла.
Класс
API CI-4 введен в связи с появлением новых, более жестких
требований по экологии и токсичности выхлопных газов, которые
предъявляются к двигателям выпускаемым с 1 октября 2002 г.
Класс API CH-4 Класс был введен 1
декабря 1998 года. Моторные масла данного класса применяются в
четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в
высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов
по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году. Автомасла
API CH-4 соответствуют достаточно жестким требованиям как
американских, так и европейских производителей дизельных двигателей.
Требования класса специально разработаны для использования в моторах,
работающих на высококачественном топливе с удельным содержанием серы до
0,5%. При этом, в отличие от класса API CG-4, ресурс этих
моторных масел менее чувствителен к использованию дизельного топлива с
содержанием серы более 0,5%, что особенно актуально для стран
Южной Америки, Азии, Африки.
Моторные масла API CH-4
соответствуют повышенным требованиям и должны содержать присадки, более
эффективно предотвращающие износ клапанов и образование нагара на
внутренних поверхностях. Могут применяться, как заменители моторных
масел API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4 в соответствии с
рекомендациями производителя двигателя.
|
Класс API CG-4 Класс представлен в
1995 году. Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных
дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей
магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в
режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах. Моторное
масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется
высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05%, а
также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к
качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%). Автомасла,
сертифицированные по классу API CG-4, должны более
эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование
нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление,
пенообразование, образование сажи (эти свойства особенно нужны для
двигателей современных магистральных автобусов и тягачей).
Класс
API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и
стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция
1994 года). Моторные масла этого класса могут применяться в двигателях,
для которых рекомендуются классы API CD, API CE и API CF-4. Основной
недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного
класса, например в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость
ресурса автомасла от качества используемого топлива. |
Класс API CF-2 (CF-II) Автомасла,
предназначенные для применения в двухтактных дизельных моторах,
которые эксплуатируются в тяжелых условиях. Класс введен в 1994
году. Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных
дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной
нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки,
которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа
внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того,
эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних
поверхностях мотора (улучшенная функция очистки).
Моторное
масло, сертифицированное по классу API CF-2 обладает улучшенными
свойствами и может использоваться вместо более ранних аналогичных масел
при условии наличия рекомендации производителя.
|
Класс API CF-4 Моторные
масла для использования в четырехтактных дизельных моторах,
начиная с 1990 года выпуска. Моторные масла данного класса
могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях,
условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами. Для
таких условий требования к качеству масел превышают возможности класса
СЕ, поэтому моторные масла CF-4 могут использоваться вместо масел
класса СЕ (при наличии соответствующих рекомендаций производителя
двигателя). Автомасла API CF-4 должны
содержать соответствующие присадки, которые обеспечивают снижение угара
автомасла, а также защиту от нагара в поршневой группе. Основное
предназначение моторных масел данного класса – применение в дизельных
двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые
используются для дальних поездок по автомагистралям.
Кроме того,
таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс
API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия
соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла
могут применяться и в бензиновых двигателях.
|
Класс API CF (CF-2, CF-4) Моторные
масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском. Классы
введены начиная с 1990-го и по 1994-й года. Цифра через дефис означает
двух- или четырехтактный двигатель. Класс CF описывает
моторные масла рекомендованные к применению в дизельных двигателях с
непрямым впрыском, а также других видах дизельных двигателей, которые
работают на топливе различного качества, в том числе и с повышенным
содержанием серы (например, больше 0,5% от общей массы).
Моторные
масла, сертифицированные по классу CF, содержат присадки,
способствующие более эффективному предотвращению отложений на поршне,
износа и коррозии медных (с содержанием меди) подшипников, что имеет
большое значение для двигателей этих видов, и могут прокачиваться
обычным способом, а также с помощью турбонагнетателя или компрессора.
Моторные масла этого класса могут использоваться там, где рекомендуется
класс качества CD.
|
Класс API СЕ Моторные масла для
использования в дизельных моторах, начиная с 1983 года выпуска
(устаревший класс). Автомасла данного класса предназначались для
использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах,
характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение
таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой
частотой вращения вала.
Моторные масла API СЕ
рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей,
выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах
повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций
производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в
моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса CD.
|
Класс API CD-II Моторные
масла для использования в сверхмощных дизелях с двухтактным
рпабочим циклом (устаревший класс). Класс введен
в 1985 году для использования в двухтактных дизельных моторах и
является, по сути, эволюционным развитием предыдущего класса
API CD. Основным предназначением использования таких
автомасел являлось применение в тяжелых мощных дизельных двигателях,
которые устанавливались, в основном на сельскохозяйственную технику.
Моторные
масла этого класса соответствуют всем рабочим стандартам предыдущего
класса CD, кроме этого существенно повышены требования относительно
высокоэффективной защиты двигателя от нагара и износа.
|
Класс API CD Моторные масла
для дизельных двигателей повышенной мощности, которые
использовались в сельскохозяйственной технике (устаревший класс). Класс
введен в 1955 году для обычного использования в некоторых дизельных
моторах, как атмосферных, так и турбированных, с увеличенной компрессией
в цилиндрах, где крайне важна эффективная защита от нагара и износа.
Моторные масла этого класса могли использоваться в случаях, когда
производителем двигателя не выдвигались дополнительные требования к
качеству топлива (включая топливо с повышенным содержанием серы). Автомасла
API CD должны были, по сравнению с предыдущими классами,
обеспечивать повышенную защиту от коррозии подшипников и
высокотемпературного нагара в дизельных моторах. Нередко моторные масла
этого класса называли «Caterpillar серия 3», благодаря тому, что
они соответствовали требованиям сертификации Superior Lubricants
(Series 3), разработанной тракторной компанией Катерпиллар.
|
Класс API СС Моторные масла
для дизельных двигателей, которые эксплуатируются в средних
режимах нагрузки (устаревший класс). Класс
введен в 1961 году для использования в некоторых моторах, как
атмосферных, так и турбированных, которые характеризовались повышенной
компрессией. Моторные масла этого класса рекомендовались для двигателей,
которые эксплуатировались в режимах умеренной и высокой нагрузки.
Кроме
того, при условии наличия рекомендаций производителя двигателя, такие
автомасла могли использоваться в некоторых мощных бензиновых моторах.
По
сравнению с более ранними классами, моторные масла API СС
должны были обеспечивать более высокий уровень защиты от
высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в дизельных моторах, а
также от ржавления, коррозии и низкотемпературного нагара в бензиновых
моторах.
|
Класс API СВ Моторные масла для
дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой (устаревший
класс). Класс утвержден в 1949 г., как эволюционное
развитие класса СА при использовании топлива с повышенным
содержанием серы без особых требований к качеству. Автомасла API
СВ предназначались также для использования в моторах с
наддувом, которые эксплуатировались в легком и умеренном режимах. Часто
этот класс называли «Моторные масла «Приложение 1», тем
самым, подчеркивая соответствие военному предписанию MIL-L-2104A
Приложение 1.
|
Класс API СА
Моторные масла для
малонагруженных дизельных двигателей (устаревший класс).
Автомасла этого класса предназначены для использования в
дизельных моторах, работающих в легких и умеренных режимах на
качественном дизельном топливе. В соответствии с рекомендациями
производителей автомобилей, могут применяться и в некоторых бензиновых
моторах, которые эксплуатируются в умеренных режимах.
Класс
широко использовался в 40-х и 50-х годах прошлого века и не может
использоваться в современных условиях, если это не
предусмотрено требованиями производителя двигателя.
Моторные
масла API СА должны обладать свойствами, обеспечивающими защиту от
нагара на поршневых кольцах, а также от коррозии подшипников в моторах с
наддувом, для которых не предусмотрены особые требования к качеству
топлива, которое используется.