Классификация ACEA
Классификация моторных масел ACEA
Классификация
моторных масел ACEA – европейский аналог американской классификации
API
Последняя редакция классификации
моторных масел ACEA принята в 2004 году. Собственно, именно с
2004 года моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых
автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию. Но, в связи с тем, что
далеко не все новейшие автомасла, которые классифицируются по новой
редакции АСЕА, могут применяться в двигателях более ранних годов
выпуска, производители автомасел до сих пор часто пишут на упаковках моторного масла присвоенные ранее классы
качества по предыдущей редакции 2002 года.
Следует обратить
внимание, что любой производитель автомасла, который использует в своей
рекламе и на упаковке стандарты ACEA, должен в обязательном порядке
провести необходимые испытания согласно требованиям EELQMS
(European Engine Lubricant Quality Management System) –
организации, отвечающей за соответствие качества моторных масел
стандартам ACEA. Именно эта организация сертифицирует лаборатории, в
которых проводятся указанные испытания, а также регистрирует проведение
таких испытаний.
Итак, что означают цифры и буквы в классах
АСЕА? В последней редакции ACEA (2004г.) автомасла
поделены на три категории:
А/В -
моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию
вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла
для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день
существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04,
A3/B4-04, A5/B5-04.
С – новый
класс - автомасла для дизельных и бензиновых двигателей,
соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных
газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла
совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.С1-04, С2-04,
С3-04. Собственно,
именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали
причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день
существует три класса в этой новой категории: Е – моторные масла для
нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория
существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). В 2004
году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и
Е7, а также исключены два других, устаревших класса.
|
Немного истории: сначала появилась
классификация CCMC Известно, что безусловными лидерами
автомобильного рынка по емкости являются Европа и США. Так было всегда. И
во все времена, автомобили, которые производились для этих двух
рынков, имели специфические отличия/особенности, по которым
всегда можно было отличить машину, сделанную для американского рынка от
такой же, но сделанной для Европы. И дело тут не только в площадках для
номерных знаков, которые по размерам отличаются в США и в Европейских
странах, и даже не в спидометрах и одометрах, которые в США считают
мили, а в Европе – километры.
Разница всегда была глубже: учитывались
нормы законодательства по правилам дорожного движения, например, в США
требования к бортовым осветительным приборам автомобиля отличаются от
европейских. Кроме того, в США немного другой менталитет, что
существенно влияет на политику комплектаций автомобилей, которые туда
поставляются.
С определенного времени в США и Европе стали
существенно различаться и законодательные требования к экологической
безопасности автомобилей, что потребовало, кроме всего остального, еще и
разных подходов к конструированию двигателей. Ну а разные
конструкции и/или используемые в производстве материалы – это однозначно
разные требования к химическому составу и качеству моторного масла.
Именно
по этой причине, на определенном этапе, стандарты качества
чисто американской организации API перестали устраивать европейских
автопроизводителей и они объединились в Комитет автомобильных
конструкторов открытого рынка ССМС (Committee of Common Market
automobil Constructors, 1972 г.). Уже в 1975 году этот комитет
опубликовал свои первые требования к качеству моторных масел,
предназначенных для автомобилей, продающихся на европейских рынках.
|
Классификация CCMC мало чем отличалась от API Собственно,
изначально классификация моторных масел ССМС задумывалась, как
адаптация классов качества автомасел API под требования европейского
рынка, а потому все классы качества по CCMC на первых порах
соответствовали аналогичным категориям API с какими-то технологическими
дополнениями и оговорками, поскольку европейские требования традиционно
были выше американских.
Единственным существенным отличием
классификаций ССМС и API было то, что если по API все моторные масла
делились только на две основных категории – бензиновые и дизельные, то в
классификации CCMC была выделена третья категория – дизельные двигатели
грузовых автомобилей.
По аналогии с классами качества
API, категории по создавались последовательно, путем ужесточения
требований к качеству моторных масел. Существовали следующие классы
качества CCMC:
Для бензиновых двигателей: G1, G2, G3,
G4, G5. Для дизельных двигателей легковых автомобилей:
PD1, PD2. Для дизельных двигателей грузовиков:
D1, D2, D3, D4, D5.
В 1990 году
организация CCMC была реорганизована в Ассоциацию Европейских
Автомобильных Конструкторов (ACEA - Association des
Constructeurs Europeens de L'Automobile) и уже в 1996 году вышла первая
редакция классификации качества моторных масел ACEA, которая полностью
заменила классификацию CCMC.
|
Членами ACEA являются все ведущие
автопроизводители Европы.
На сегодняшний
день, членами ACEA являются следующие производители
автомобилей: Daimler-Crysler - Mercedes-Benz, BMW,
VolksWagen-Audi, Porshe, Volvo, Rolls-Royce, Rover, Ford-Europe,
GM-Europe, Renault, SAAB-Scania, Fiat, RVI, Iveco, MAN, DAF.
Список впечатляет, не правда ли? Современные европейские
требования к качеству моторных масел составляются именно на основании
требований этих компаний. И, как это не смешно, абсолютное
большинство из них параллельно с участием в разработке новых категорий
классификации ACEA разрабатывают еще и свои собственные требования –
допуски моторных масел.
Почему так происходит? В первую
очередь потому, что технологии у всех разные, и поэтому подвести все
требования по содержанию и химическому составу присадок, которые
содержатся в моторном масле к одному знаменателю не получается. В
результате, большинство, к примеру, японских производителей
автомобилей, пользуются в качестве рекомендаций по качеству используемых
автомасел классификацией ACEA (для европейского рынка) или API (для
американского рынка), а авторы этой классификации выпускают
дополнительно свои, уточняющие и ужесточенные, по сравнению с базовыми
по ACEA, требования.