Что такое большой расход масла?
Для
начала, риторический вопрос: литр масла на тысячу км – это много
или мало? Все индивидуально, для моторов V6, или V8 –
это почти укладывается в норму, для рядных малолитражек – однозначно
много. Надо понимать, что любой мотор, даже абсолютно новый расходует
масло. Собственно, масло в двигателе просто угорает в цилиндрах,
оставаясь на их стенках. Такое уж у него, масла, предназначение –
покрывать все внутренние поверхности пленкой и не допускать сухого
трения. А пленка эта сгорает в камере вместе с топливной смесью.
Вопрос
только в том, сколько именно масла сгорает в Вашем двигателе и нужно ли
с этим что-то делать. Опыт очень многих владельцев подержанных
автомобилей показывает, что даже в изрядно изношенный мотор в
большинстве случаев выгоднее просто доливать масло, нежели делать
капитальный ремонт.
Наверное, следует начать именно с этого. На
самом деле причин повышенного расхода масла немного больше, чем,
выражаясь языком «специалистов» СТО, просто «убитый» мотор. Масло в
двигателе может угорать сверх меры, а может еще и банально вытекать. И
диагностировать настоящую причину повышенного расхода масла в
большинстве моторов, на самом деле достаточно сложно. Более того,
некоторые причины определяются только путем вскрытия, а потому нередко
мастера после капитального ремонта не рассказывают владельцам, какая
именно причина была в их случае. А все потому, что во многих ситуациях
капитальный ремонт двигателя – далеко не самый оптимальный выход из
ситуации.
Течь масла Ну, тут вроде все понятно – если масло течет, надо менять прокладки, сальники и дальше в том же духе. Масло из мотора может вытекать в следующих местах (наиболее распространенные проблемы):
6. Прокладка под маслянным фильтром. Не улыбайтесь - на самом деле бывает не так уж редко. Тут вопрос в качестве фильтра и его замены. Заменить прокладку достаточно просто. |
Угар масла Сам по себе угар моторного масла диагностировать достаточно легко. Сгорая в двигателе, масло дает сизый дым в выхлопе, чего не может быть при сгорании качественного бензина (черный дым, как правило, означает неправильную работу впрыска). Кроме того, если в моторе на протяжении длительного срока сверх нормы сгорает масло, на краях выхлопной трубы образуется маслянистая черная кромка.
|
Почему сгорает масло и как с этим бороться?
Вот основные причины, по которым моторное масло сгорает в двигателе:
1. Залито масло,
неподходящее по параметрам к данному двигателю. О том, как
узнать, какое масло подходит к Вашему мотору, читайте в статьях о допусках производителей автомобилей , а также о
том, как правильно выбирать масло для двигателя. Если
коротко и по сути – масло слишком низкой вязкости будет просто
оставаться в цилиндрах и сгорать, а масло слишком высокой вязкости будет
образовывать на внутренних стенках слишком толстую пленку. В обоих
случаях это приведет к повышенному расходу масла.
Способ
лечения банален – залить подходящее масло в двигатель. Вы
удивитесь, как это может повлиять на расход моторного масла. При этом из
всех вариантов, допущенных производителем авто для данного двигателя,
следует выбирать то масло, вязкость которого выше, чем залито в
настоящий момент. Переход с синтетического масла на полусинтетику очень
часто решает проблему расхода масла, правда. При этом никакого вреда для
двигателя нет, при условии, если полусинтетика с данными параметрами не
противоречит рекомендациям автопроизводителя.
2.
Изношенные сальники клапанов (маслоотражающие колпачки). Во
многих двигателях эти сальники можно заменить, даже не снимая ГБЦ
(головку блока цилиндров) и цена на эту стратегическую запчасть удивит
Вас своей незначительностью. А расход масла может уменьшиться в разы.
Диагностировать проблему можно только косвенно по значениям компрессии,
но однозначно Вы все поймете только после замены. Причина износа
сальников клапанов - перепад температур, либо неподходящее моторное
масло, несовместимое с резиной, из которой они сделаны.
3. Изношенные поршневые (маслосъемные) кольца. Тут ничего не поделаешь, в идеале кольца нужно заменить, а это в большинстве случаев выливается в полноценный капремонт двигателя. Правда, можно еще попробовать сделать так называемую «раскоксовку» колец (часто помогает автомобилям после длительного простоя). Самый простой способ «раскоксовки» - выехать на трассу и проехать с десяток-два километров на существенно повышенных оборотах, ближе к красной зоне на тахометре. Кроме этого, продается специальная химия для этого, которую перед «раскоксовкой» добавляют в свечные отверстия, но если честно – безопасность такой химии для двигателя в будущем для автора этой статьи является большим вопросом.
4. Повреждение или износ
внутренних поверхностей цилиндров (выработка), а также других
внутренних деталей двигателя. Такие проблемы просто не решаются и обычно
сопровождаются посторонними звуками при работе двигателя. Причина
этих неисправностей – попадание пыли и грязи в двигатель,
несвоевременная замена масла и фильтров, некачественное масло,
применение посторонних присадок и многое другое. Надо сказать, что
просто большой возраст или пробег мотора не может вызвать мгновенного
увеличения расхода масла, в этом случае расход повышается постепенно и
очень медленно.
Рецепт в таком случае – попробуйте все-таки перейти на более вязкое масло (из возможных по допускам производителя двигателя), поменяйте сальники клапанов и посмотрите, какой после этого будет расход масла. Если это несколько литров между заменами, выгоднее просто доливать масло, параллельно откладывая средства на замену двигателя, либо автомобиля. Капитальный ремонт в данном случае – лотерея с очень небольшими шансами на успех.
5. Высокое давление картерных газов, либо вышла из строя турбина (компрессор). В таких случаях масло попадает в цилиндры прямо через впрыск топлива из системы вентиляции картера. Высокое давление картеных газов характерно для изношенных двигателей, и является следствием вышеописанных причин, турбину же можно починить или заменить. Кроме того, неисправная турбина (компрессор) достаточно легко диагностируются.