Меню
Главная / Алгоритм действий при ДТП /
Алгоритм действий при ДТП
Алгоритм действий при ДТП

Алгоритм действий при ДТП

1. Собственно, начнем с самого начала - с самого ДТП.
Тут многое зависит от умения водителя, его опыта и навыков. Надо помнить, что ПДД никак не регламентируют как надо себя вести для предупреждения ДТП или минимизации его последствий. На эту тему в ПДД есть только пункт 10.1:
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.


То есть- никаких вбок, влево и пр.
Поэтому - да, стараться тормозить и сохранять прямолинейное движение. Если вы на тяжелой машине, а вам в лоб выходит легковушка - тормозить и бить в лоб. В случае, если кто-то выскочит с боку - смело бейте машину. Однозначно. С высокой вероятностью вы выживете при таком столкновении, даже на большой скорости.Так вы хоть останетесь живы (если уж совсем не космические скорости), а если на большой скорости вильнуть - так шансов выжить еще меньше. Кроме того -все строго по ПДД. Рзумеется, речь идет про ситуации, когда вы эти ПДД соблюдаете. Когда не соблюдаете - все на вашей совести. Но боковой удар в столб или дерево намного опаснее лобового столкновения - это надо помнить. Во всех остальных случаях лучше всего удар по касательной, но никак не резкий поворот руля, который скорее приведет к тяжким последствиям.

Итак - случилось.
Вы ставите свою машину на ручник, включаете аварийную сигнализацию, выставляет знак аварийной остановки и вызываете скорую и ГИБДД. Далее вызываете своего аварийного комиссара. Очень желательно позвонить адвокату и вызвать его на место ДТП.
Если один из участнико ДТП скрылся - пострарайтесь запомнить номер его транспортного средства и сообщить в ГИБДД для объявления его в розыск.
Отключите АКБ автомобилей, которые были разбиты в ДТП - во избежание короткого замыкания и пожара.
Самое главное - не трогать свое транспортное средство, оставаться как можно ближе к месту ДТП!
Если в ДТП имеются пострадавшие люди - не пытайтесь самостоятельно вытащить пострадавших из автомобиля, не пытайтесь их перетаскивать и оказывать им медицинскую помощь -ни в коем случае! Если только вы не врач и не специализируетесь в оказани неотложной медицинской помощи.
Не давайте также этого делать никому из присутствующих. Это обусловлено те, что в случае неопытных действий состояние потерпевшего может сильно ухудшиться или он может вовсе умереть. А это повлечет ужесточение возможной уголовной или адинистративной ответственности (в случае вашей вины) либо просто увеличение выплаты потерпевшим - вы же владелец источника повышенной опасности.
На всякий случай приведу рекомендации немецких специалистов, которые занимаются спасением пострадавших в чрезвычайных ситуациях
главная опасность и она же главная причина смерти пострадавших на месте ДТП - это механическая асфиксия, нарушение проходимости дыхательных путей.
Причины: потеря сознания (западание языка), аспирация рвотными массами, травма (кровь, поврежденные мягкие ткани) и механическое сдавливание. Причин может быть сразу много, а может быть только одна, но любая она убьет человека в течение 2-3 минут, т.е. еще до того, как скорая выедет с территории подстанции.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Самое главное- сохранять спокойствие и не паниковать. Это не приводит к ускорению, а вносит суету и неразбериху.
Если пострадавший в сознании, то стоите и ждете скорую. Если пострадавший без сознания и зажат в машине, то наклонитесь и послушайте - дышит или нет. Попробуйте осторожно повернуть голову в сторону и приподнять нижнюю челюсть. Если запал язык (99% всех пострадавших без сознания), то дыхание востановится сразу же. Если пострадавший лежит на земле - переверните его и уложите в СТАБИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА БОКУ.


Также настоятельно рекомендуется накрыть пострадавшего в ДТП теплым одеялом ( на крайний случай - куртка, плед и т.п.) Потеря тепла при травме всегда происходит очень быстро, что влечет тяжелые последствия для всего орагнизма в целом. Поэтому, первое, что нужно потерпевшеу - тепло.

Самостоятельно пытаться извлечь из транспортных средств пострадавших можно только в случае неминуемой угрозы их жизни - например, пожар в автомобиле, но это редкость.

Далее - ваша задача наиболее подробно зафиксировать все обстоятельства, вплоть до мельчайших деталей.
На что обратить внимание:
- само место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
- ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения;
- ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
- положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
- погодные условия в момент ДТП - наличие дождя, тумана, гололеда, снега и пр.
- направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления.
Особое внимание уделите техническому состоянию транспортных средств- участников ДТП:
- наличие тонировки стекол;
- были ли в момент ДТП включены фары ближнего света или передние противотуманные фары;
- наличие тонировки фар (передних и задних);
- цвет габаритных огней;
- разные протекторы колес;
- разный диаметр колес;
- наличие одновременной установки шипованных и нешипованных колес;
- отсутствие знака "шипы" (в случае наличия установленных шипованных колес);
- работа световых приборов (т.ч. были ли сигналы поворота или неработающий стоп-сигнал в момент ДТП), особое внимание ксеноновым фарам;
- наличие или отсутствие детских кресел;
- были пристегнуты или нет участники ДТП;
- наличие нестандартных элементов конструкции (например, у грузовика приваренный швеллер вместо бампера, кенгурятник у джипа и пр)
- наличие повреждений у участников ДТП;


Всю эту информацию вам надо будет отразить в Схеме ДТП и сответствующих процессуальных документах (например, протоколе осмтра места административного правонарушения). Если сотрудник ГИБДД не отразил то или иное обстоятельство, вы можете сделать это сами в момент подписания Схемы и иных процессаьных документов.
Ни в коем случае не отказывайтесь от их подписания - ибо это есть ваше одно из самых важных орудий защиты своих интересов.

Возьмите данные свидетелей ДТП - адреса, телефоны, номера машин. Впоследствие пригодится.
Обратите внимание на наличие вокруг камер наружнего наблюдения (в том числе - на офисных зданиях - банках, магазинах и прочих учреждениях), зафиксируйте их расположение.

По возможности включите диктофон. Еще лучше -видеокамера, как вариант - в телефоне, благо теперь это есть почти у каждого. Желательно, чтобы имелась запись вашего общения с сотрудниками ГИБДД и другими участниками ГИБДД, это также может быть использовано в качестве доказательств по делу.
Если сотрудник ГИБДД по вашему мнению ведет себя неподобающим образом, например, вам не дают расписаться в Схеме, иных документах, вообще, если нарушаются ваши права - прямо под запись потребуйте, чтобы вам позволили их реализовать! Помните, что запретить съемку момента общения с вами и соврешения процессуальных действий на месте ДТП- ИДПС не может!
Еще лучше - наличие в автомобиле видеорегистратора минимум с 2 камерами и микрофоном.
Оптимальный вариант - видеорегистратор с 3 камерами (одна вперед, вторая влево со стороны водиеля, третья-назад) + микрофон для записи звуков.
После ДТП не забудьте выключить видеофиксатор (чтобы последующая запись не затерла предыдущую), далее необходимо извлечь его из автомобиля, снять носитель (карту), спрятать. Потом при необходимости вы можете воспользоваться сделанной записью и, возможно, она вас спасет от многих проблем.
Сразу карту памяти полиции не отдавайте! Мало ли - может, там не в вашу пользу....

Постарайтесь также сфотографировать место ДТП с разных ракурсов: детальные кадры, панорамные, фото знаков, разметки, тормозного пути, повреждений ТС и пр. Благо, что фотокамеры есть сейчас почти в каждом телефоне.
Для чего это нужно? Инспектора при фиксировании факта ДТП ограничиваются взятием объяснений и зарисовыванием схемы ДТП, фото и видеосъемку , как правило, не проводят. При этом, при изготовлении схемы ДТП, могут не указать многие существенные детали. Участники ДТП, находясь в стрессовой ситуации могут не обратить внимание на отсутствие отражения в ней важных обстоятельств, значимых для дальнейших разбирательств.
Если есть подозрение в то, что другой участник ДТП находится в состоянии опьянения - отразите также и это обстоятельство и потребуйте проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Далее важный момент - объяснения участников ДТП.
Вот тут надо быть очень внимательным осторожным. Чтобы избежать нежелательных последствий - старайтесь их делать в присутствии адвоката. Но именно адвоката, а не помогаек типа "вытащу права за 20000 рублей"!
Если адвоката рядом нет, то не спешите давать объяснения.
У вас есть право отказаться от дачи объяснений на основании статьи 51 Конституции РФ. Это лучше, чем потом разгребать проблемы, вызванные непродумаными объяснениями. Так в бланке и пишите "от дачи объяснений отказываюсь в соответстви со ст.51 Конституции РФ".
Это - если вы не на 200% уверены в своей правоте и в том, что можете дать такие объянения, которые вам потом не повредят. Объяснения должны быть максимально простыми и однозначными, без двусмысленных оборотов. Ну и, соответственно, все зависит от тяжести самого ДТП и его последствий.

Отдельный момент - ДТП с участием пешехода.
Также - не пытайтесь самостоятельно увезти его в больницу (только, если вы не находитесь далеко от населенных пунктов и скорую помощь ждать долго), не пытайтесь оказать ему медицинскую помощь и пр. Воспользуйтесь рекомендациями, приведенными выше и ждите приезда скорой помощи, не забывая укрыть пострадавшего теплым одеялом, курткой или иными теплыми вещами.
В объяснениях никогда не пишите, что "пешеход появился внезапно ниоткуда", "я его не видел и не знаю откуда он взялся" и т.п. Этим вы сильно себе усложните жизнь. В объяснениях всегда должно быть то, что вы его видели, дорожную обстановку контролировали, пешеход неожиданно вышел на дорогу и у вас не было возможности предотвратить ДТП.

ВАЖНО:

Даже если пешеход нарушил ПДД, но у водителя имелась техническая возможность избежать ДТП - то водителя легко могут привлечь к уголовной ответственности. Запомните это и не считайте, что, если пешеход перебегает в неположенном месте, то его можно безнаказанно сбивать.